Тренинг для педагогов «Давайте общаться позитивно»
Тренинг для педагогов «Давайте общаться позитивно»
Цели:
Образовательные: повышение уровня психологической культуры; осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении.
Развивающие: развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в ДОУ; развитие способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнера воспринимать окружающих; формирование умений моделировать стратегию общения с позиции диалога.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись веселой и спокойной музыки, клубок ниток, «непонятный» рисунок, «кляксы», фломастеры, листы а4, игрушка сердце, игрушка цветок, небольшие листы бумаги по количеству педагогов, «почтовый» ящик.
Ход тренинга
Педагог-психолог: Здравствуйте, дорогие коллеги! Я очень рада видеть вас сегодня на тренинге! Какое у вас сейчас настроение? Хорошее? Тогда давайте с вами начнем нашу работу!
Упражнение 1. «Поздороваться частями тела»
Цель: повышение эмоционального фона, установление тактильного контакта, психологическая разгрузка.
Педагог-психолог говорит: «Мы с вами уже поздоровались словами, а теперь давайте поздороваемся частями тела». Поздороваться нужно со всеми участниками, но сделать это нужно как можно быстрее. Последовательность: ладонь-локоть-плечо-колено-бедро-спина. Включается веселая танцевальная музыка, педагоги выполняют упражнение.
Педагог-психолог: Мы все знаем, как важно педагогу обладать коммуникативными способностями. Что же это за способности? (ответы педагогов) Верно, коммуникативные способности это: умение легко вступать в контакт с другими людьми и поддерживать с ними доброжелательные отношения. Педагог будет более успешен, если он открытый, общительный, и одинаково доброжелательно относится ко всем субъектам образовательного процесса (дети, родители и педагоги). И сегодня, я хочу предложить вам отправиться в путешествие к трем главным видам общения педагогов. А поможет нам в этом волшебный клубочек.
Блок 1. Общение с педагогами.
Упражнение «Хлопки по кругу»
Цель: разминка, снятие психоэмоционального напряжения, выработка навыков сплоченных действий.
Выполнение:
Давайте отправимся с вами в путь за клубочком. Для этого нам нужно разделиться на две группы: «первый» и «второй». «Первые» 1 раз хлопнут в ладони и 2 раза притопнут, «вторые» - 2 раза хлопнут в ладони и 1 раз притопнут. И так по кругу. Раз-два-три, начни!
Педагог-психолог: Вы, наверно, согласитесь, дорогие педагоги, что во время работы, среди номенклатур и документации мы часто находимся у упадническом настроении, отдаляемся друг от друга. Это затрудняет нам продуктивное общение, мы перестаем слушать и слышать друг друга. Давайте с вами это исправим, и, первым делом, выполним следующее упражнение.
Упражнение «Печатная машинка»
Цель: разминка, выработка навыков сплоченных действий.
Выполнение:
Давайте представим себе, что все мы — большая пишущая машинка. Каждый из нас — буквы на клавиатуре (немного позже мы распределим буквы, каждому из нас достанется по две-три буквы алфавита). Наша «машинка» может печатать разные слова и делает это так: я говорю слово, например «поезд», и тогда тот, кому досталась буква «п», хлопает в ладо-ши, затем хлопает в ладоши тот, у кого буква «о», и т. д. Когда наша машинка напечатает первое слово, хлопают все буквы одновременно. Затем я скажу следующее слово. Если машинка сделает ошибку, то мы начнем печатать слово с самого начала.
Упражнение «Зайку бросила хозяйка…»
Цель: развитие умения управлять своим голосом.
Выполнение:
Произнесите текст: «Зайку бросила хозяйка…»
1. Шепотом.
2. С максимальной громкостью.
3. Волнообразно.
4. Как будто вы страшно замерзли.
5. Как будто у вас во рту горячая картошка.
6. Как маленькая девочка.
Педагог-психолог: Молодцы! Как дружно мы с вами выполнили упражнения, вспомнили, что мы с вами, прежде всего, дружный коллектив! А наш клубочек зовет в дорогу, на этот раз мы пойдем по пути весело, с танцами!
Упражнение «Веселые танцы»
Цель: осознание и снятие мышечных зажимов, расширение экспрессивного репертуара.
Выполнение:
Звучит музыка. Участники становятся полукругом. Психолог называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен (например, «танец головы», «танец плеч», «танец кистей рук» и т. д.). Педагоги стремятся максимально использовать в танце названные части тела.
Блок 2. Общение с воспитанникамиПедагог-психолог: Вот и пришли мы с вами ко второму виду, который называется «Общение с воспитанниками». Посмотрите, пожалуйста, на мольберт.
Упражнение «Отгадай, что нарисовано?»
Цель: Активизация творческого потенциала.
Материал: Непонятный рисунок.
Выполнение:
Давайте представим, в одной группе детского сада прошло занятие по художественно-эстетическому развитию на тему «Наши зимние забавы». Анализируя рисунки, воспитатель увидела работу мальчика, о которой она не смогла ничего сказать. Педагог подошла к мальчику и спросила: «Что ты нарисовал?». Он очень засмущался, а дети, увидев, непонятный рисунок начали смеяться. Мальчик промолчал… А на следующем занятии отказался рисовать. Как думаете, почему этот рисунок не понравился педагогу? Почему мальчик отказался рисовать на следующем занятии? Как надо было поступить педагогу при оценке рисунка? (ответы педагогов) Верно! Просто применить творческий подход, что мы сейчас с вами попробуем сделать.
Ваши варианты (педагоги рассматривают непонятный рисунок и предлагают свои варианты).
Вы наверно, согласитесь, что пофантазировав вместе с ребенком, можно придумать довольно интересные, местами забавные сюжеты. Важно не забывать подчеркивать положительные стороны работы ребенка.
Игра «Сказочные существа»
Цель: Развитие воображения.
Материал: Фломастеры, «кляксы».
Выполнение:
Посмотрите, что это здесь у нас нарисовано? Совсем не понятно! Давайте с вами оживим эти «кляксы»! (Раздать фломастеры можно включить лёгкую музыку). На что они похожи? (Анализ рисунков, применяя критику)Что вы сейчас почувствовали? После такой оценки вы захотите рисовать? То же самое чувствуют дети, когда их работы оценивают таким образом.
Блок 3. Общение с родителями
Педагог-психолог: Ой, кажется, наш клубочек запутался и потерял тропинку! Давайте поможем ему распутаться, чтобы он нас привел к третьему и последнему виду общения под названием «Общение с родителями».
Упражнение «Спутанные цепочки»
Цель: сплочение коллектива.
Педагоги образуют круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, сцепляются. Затем участники протягивают левую руку и снова ищут себе партнера. Педагог-психолог помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук (допускается «проворачивание шарниров» - изменение положения кистей без расцепления рук).
Педагог-психолог: Вот мы и распутали клубочек, и добрались до последнего вида общения. Что же интересного нас тут ждет…
Упражнение «Желаю вам…»
Материал: игрушка цветок.
Цель. Развивать умение доброжелательно общаться с родителями.
Выполнение:
Давайте представим, что педагог, стоящий рядом – родитель одного из детей группы, и постараемся ему как можно искреннее сказать приятные слова. Согласитесь, что лучший комплимент – похвала успехов их ребенка: «Татьяна Николаевна, мне так приятно, что сегодня Валерия так красиво рассказала стихотворение на утреннике, видно, вы дома готовились, повторяли». Итак, начали: цветок волшебный ты держи, и комплимент родителю скажи».
Упражнение «Вредные советы»
Цель: Активизация рефлексивности.
Материал: 2 листа бумаги.
Выполнение:
Вы, наверно, встречали в газетах, журналах колонки под названием «Полезные советы», «Это надо знать!», а давайте сами попробуем придумать такую небольшую памятку или рекомендации? Только назовем их не «полезными», а наоборот, «вредными советами». Попробуем? Тогда разделимся на две подгруппы, и я раздам вам листочки и фломастеры. Первой подгруппе я вручаю лист с заголовком «Как превратить родителей в заклятых врагов», а второй – с заголовком «Что надо делать, чтобы дети вас не любили». (выполнение упражнения, чтение подгруппами своих памяток).
Педагог-психолог: Молодцы, как здорово мы выполнили все упражнения! Я хотела бы, чтобы сегодняшний тренинг мы с вами завершили на такой позитивной, приятной ноте. Поэтому предлагаю вам выполнить упражнение «Приятное слово».
Упражнение «Приятное слово»
Цель: создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе.
Материал: игрушечное сердце
Выполнение:
Участники передают игрушечное сердце, кому хотят и говорят комплименты.
Обратная связь
Материал: небольшие листы бумаги, «почтовый» ящик.
Педагог-психолог: Благодарю вас, дорогие коллеги, что проявили энтузиазм, заражали друг друга хорошим настроением! Сейчас я раздам вам листочки,
и хочу попросить вас написать: что вам понравилось, что было новым и интересным для вас? Может быть, что-то было трудным для вас сегодня? Может у вас есть какие-то пожелания? А затем опустить ваши листочки в «почтовый» ящик. Спасибо всем!